Блог

Как повышать компетенцию менеджеров отдела продаж: аудит звонков

Управление продажами
Бывает, что менеджеры много разговаривают по телефону, а продаж нет. Тогда руководителю имеет смысл послушать звонки и найти причину низких показателей: как менеджеры разговаривают, что предлагают клиенту, знают ли продукт.
Елена Пясковская, сооснователь франчайзинговой сети «Инфософт», рассказывает, как повысить квалификацию сотрудников и увеличить конверсию с помощью аудита звонков.

Почему классические «тайные покупатели» — не лучшее решение

Сторонние тайные покупатели

Чтобы оценить работу менеджеров по продажам, компании часто пользуются услугами «тайных покупателей» — людей, которые звонят продавцам и делают «контрольную закупку». Затем руководитель слушает запись разговора или читает отчёт «покупателя» — и принимает решения в связи с этим.
Минусы:
  • Стоимость. Например, услуги сторонних организаций будут стоить 15 тысяч руб. с человека.
  • Менеджеры отдела продаж быстро понимают, что это не настоящий клиент, и стараются выглядеть лучше, чем обычно.

Перекрёстные тайные покупатели

Можно делать «перекрёстных тайных покупателей». Прийти к партнёру или конкуренту и договориться, что его менеджеры отдела продаж будут звонить вашим менеджерам отдела продаж — и наоборот.
Плюс:
  • Менеджер слышит, как работают конкуренты, и может перенять полезные идеи для своей работы.
Минус:
  • Хватает ненадолго: люди запоминают голоса и через какое‑то время сразу понимают, что общаются с «тайным покупателем».

Аудит звонков собственными силами

Можно делать аудит звонков собственными силами. В этом случае руководитель будет слушать звонки реальных клиентов и увидит, как на самом деле работают сотрудники: какие компетенции у них развиты хорошо, а над чем предстоит поработать. Всё, что для этого нужно, — CRM с настроенной записью разговоров.

Как организовать аудит звонков

Перед тем, как начать анализировать звонки, давайте вспомним пять классических этапов продаж:
  1. установление контакта,
  2. выявление потребностей,
  3. предложение,
  4. работа с возражениями,
  5. закрытие сделки.
kak-povyshat-kompetentsiyu-menedzherov-otdela-prodazh-audit-zvonkov-1.png
Этапы продажи
На основе этапов продажи следует составить оценочный лист. Например, для этапа установления контакта поставить критерии: представился ли продавец, уточнил ли имя покупателя, узнал ли телефон клиента, другие контакты, должность. При выявлении потребности смотрим, как менеджер выявляет потребность и насколько знает продукт.
kak-povyshat-kompetentsiyu-menedzherov-otdela-prodazh-audit-zvonkov-2.png
Полный чек-лист для аудита звонка

Алгоритм работы с чек‑листом

  1. Назначить максимальные баллы — идеальную оценку, которую мог бы получить продавец, если сделает всё правильно. Можно выбрать любую шкалу: двухбалльную, пятибалльную, стобалльную.
  2. Прослушать любой из звонков, которые есть в CRM‑системе.
  3. Оценить звонок по чек‑листу.
  4. Прослушать разговор ещё раз вместе с менеджером, который его вёл. Это обеспечит прозрачность: менеджер должен понимать, что оценивает руководитель и на что обратить внимание в работе.
  5. Менеджер сам оценивает свой звонок по тому же чек‑листу. Оценки руководителя на этом этапе менеджер видеть не должен.
  6. Руководитель обсуждает с менеджером оценки. Вместе они выделяют сильные и слабые стороны работы сотрудника.
  7. Из минусов следует выбрать два и на них сконцентрироваться. Почему два? Для исправления менеджеру даётся месяц. Если обязать его работать, например, с 5–8 минусами, он не успеет их исправить — это демотивирует и создаёт расфокусировку.

Пример заполненного чек-листа

kak-povyshat-kompetentsiyu-menedzherov-otdela-prodazh-audit-zvonkov-3.png
Когда оценки проставлены, руководитель чётко понимает, с какой именно компетенцией продавца следует работать. Пробелы — это те самые точки роста, на которые нужно воздействовать.

Как внедрить технологию аудита звонков в компании

Делать аудит звонков раз в месяц. Заметный эффект от этой процедуры будет уже на второй‑третий месяц.
Привязать показатель по «тайному покупателю» к зарплате менеджера отдела продаж и руководителя отдела продаж. Рекомендую не ставить «пятёрку» из пяти как показатель, к которому надо стремиться: по этой системе идеально не будет даже у экспертов, которые работают давно. Это ведь разговор живых людей, а не роботов: менеджер может что‑то упустить, не спросить, не дожать.
Показатель лучше поставить «с растяжкой»: например, если выбрана пятибалльная шкала, начать с 1,5 баллов. Через три месяца поставить 2, ещё через три — 2,5 и так далее. Когда результат будет стабильно 3,5 балла, можно увеличить ещё: поставить 4; 4,5; 4,8 балла и так далее.
С такой системой квалификация сотрудников и конверсия увеличиваются каждый месяц. Что важно — вы используете показатель, основанный на реальных цифрах, а не на субъективных ощущениях.
Давать обратную связь. Лучше, если первое время директор или собственник будет слушать звонки вместе с руководителем отдела продаж и менеджером, давать обратную связь, ставить оценки. Когда процесс устаканится, директор или собственник может подключаться раз в квартал: смотреть отчёты руководителя отдела продаж, выборочно слушать звонки, давать фидбек.
Не ругать во время обратной связи. Это не наказание, а процедура, направленная на рост компетенций продавца. Поэтому важно объективно говорить о плюсах и о минусах.
Прорабатывать по две слабых компетенции в месяц. Через месяц проверять отработку этих моментов, находить новые и вновь запускать в проработку.
Если методично и системно придерживаться этой технологии, она принесёт плоды: показатели конверсии повысятся.
––––––
Как проводить аудит звонков, какие самые популярные ошибки совершают менеджеры отдела продаж и как слушать звонки в 1C:CRM — смотрите в видео.